ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Авторы

  • А.С. Джанегизова «Q» University
  • Do Huong Lan Институт политики, инноваций и междисциплинарных наук Университета социальных и гуманитарных наук
  • З.К. Чуланова Институт экономики КН МНВО РК

DOI:

https://doi.org/10.51579/1563-2415.2025.-3.18

Ключевые слова:

цифровая трансформация, высшее образование, международный опыт, государственная политика, цифровые инструменты, цифровая компетентность.

Аннотация

Статья представляет собой комплексное исследование современного состояния и будущих направлений цифровой трансформации системы высшего образования в Казахстане. Целью исследования является всесторонний анализ уровня цифровой трансформации вузов Казахстана, выявление ключевых барьеров и рисков, а также обобщение зарубежного опыта и успешных кейсов, применимых в условиях национальной образовательной системы. Методология включает систематический обзор научных публикаций (n=23), контент-анализ цифровых стратегий зарубежных стран и казахстанских университетов, сравнительный анализ практик цифровизации в образовании. Эмпирическую базу составили данные официальной статистики, государственных аналитических отчетов, стратегических и нормативных документов в сфере образования и информации, размещённой на официальных веб-ресурсах высших учебных заведений. В результате определены ключевые направления цифровой трансформации: развитие цифровых платформ, усиление взаимодействия с ИТ-сектором, повышение цифровых компетенций преподавателей и студентов. На основе анализа стратегий вузов и международных моделей предложены рекомендации по формированию национальной цифровой стратегии в сфере высшего образования. Полученные результаты представляют научную и практическую ценность для выработки системных решений и могут быть использованы в образовательной политике и управлении вузами.

Биографии авторов

А.С. Джанегизова, «Q» University

PhD студент, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, «Q» University, Алматы, Казахстан, ORCID ID: https://orcid.org/0009-0000-7439-5226

Do Huong Lan, Институт политики, инноваций и междисциплинарных наук Университета социальных и гуманитарных наук

PhD, aссоциированный профессор, Институт политики, инноваций и междисциплинарных наук Университета социальных и гуманитарных наук, Ханой, Вьетнам, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7586-0767

З.К. Чуланова, Институт экономики КН МНВО РК

кандидат экономических наук, Институт экономики КН МНВО РК, Алматы, Казахстан, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9333-7582  

Библиографические ссылки

Цифровой Казахстан: государственная программа. – Астана: Министерство информации и коммуникаций Республики Казахстан, 2017. – 82 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://digitalkz.kz (дата обращения: 01.05.2025).

Концепция развития высшего образования и науки Республики Казахстан на 2023–2029 годы. – Астана: Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан, 2023. – 54 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gov.kz/memleket/entities/science/documents/details/507285?lang=ru (дата обращения: 07.05.2025).

Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 марта 2023 года № 269 «Об утверждении Концепции цифровой трансформации, развития отрасли информационно-коммуникационных технологий и кибербезопасности на 2023–2029 годы». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000269 (дата обращения: 04.05.2025).

Nurtayeva, D., Kredina, A., Kireyeva, A., Satybaldin, A., Ainakul, N. The role of digital technologies in higher education institutions: The case of Kazakhstan // Problems and Perspectives in Management. – 2024. - No. 1. – P. 562–577. https://doi.org/:10.21511/ppm.22(1).2024.45.

Dzhanegizova, A. Digital transformation of higher education in Kazakhstan: challenges and solutions // Economic Annals-XXI. – 2024. - No.209(5–6). – Р. 42–55. https://doi.org/10.21003/ea.V209-05.

Ibrayeva, A., Yegemberdiyeva, S. Assessment of digital transformation in the education system of Kazakhstan // Economic Series Bulletin of L. N. Gumilyov ENU. – 2022. – No. 4. – Р. 152–160. https://doi.org/10.32523/2789-4320-2022-4-152-160.

Ydyrysbayev, D., Kakimova, L., Sailaubaikyzy, B., Sadykbekov, S., Urmatova, A., Orazbaev, E. Determining the Digital Transformation in Education in the Society 5.0 Process // International Journal of Emerging Technologies in Learning (iJET). – 2022. - No.17(18). – Р. 136–145. https://doi.org/10.3991/ijet.v17i18.32331.

Нахбаева Г., Нуртазина Р., Кайдарова А. Цифровая трансформация вузов Казахстана: стратегические приоритеты и реализация // Адам әлемі. – 2025. – № 1. – С. 28–33. https://doi.org/10.48010/aa.v103i1.724.

Закирова Д.И. Цифровая трансформация вузов: стратегии, модели и ключевые решения // Research Reviews. – 2024. – № 7. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ojs.publisher.agency/index.php/RR/article/view/4284 (дата обращения 13.04.2025).

OECD. Country Digital Education Ecosystems and Governance: A Companion to Digital Education Outlook 2023. – Paris: OECD Publishing, 2023. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.oecd.org/education/country-digital-education-ecosystems-governance-2023.htm (дата обращения: 11.03.2025).

Kopp, M., Gröblinger, O., & Adams, S. Five common assumptions that prevent digital transformation at higher education institutions // INTED 2019 Proceedings: 13th International Technology, Education and Development Conference. – Valencia: IATED, 2019. – P. 1448–1457. https://doi.org/10.21125/inted.2019.0445.

World Bank. Digital Progress and Trends Report [Электронный ресурс]. – Washington: World Bank, 2023. – Режим доступа: https://www.worldbank.org/en/publication/digital-progress-and-trends-report (дата обращения: 21.04.2025).

OECD. Improving Framework Conditions for the Digital Transformation of Businesses in Kazakhstan [Электронный ресурс]. – Paris: OECD Publishing, 2023. – Режим доступа: https://www.oecd.org/en/publications/improving-framework-conditions-for-the-digital-transformation-of-businesses-in-kazakhstan_368d4d01-en.html (дата обращения: 01.05.2025).

OECD. Going Digital: The Future Is Now [Электронный ресурс]. – Paris: OECD Publishing, 2023. – Режим доступа: https://www.oecd.org/about/projects/going-digital.html (дата обращения: 10.03.2025).

UNCTAD. Digital Economy Report 2024 [Электронный ресурс]. – Geneva: United Nations Conference on Trade and Development, 2024. – ISBN 978-92-1-003136-3. – Режим доступа: https://unctad.org/publication/digital-economy-report-2024 (дата обращения: 13.05.2025).

OECD. Development Co-operation Report 2024 [Электронный ресурс]. – Paris: OECD Publishing, 2024. – Режим доступа: https://www.oecd.org/en/publications/development-co-operation-report-2024_357b63f7-en.html (дата обращения: 21.03.2025).

Cisco. Digitizing Higher Education to Enhance Experiences and Improve Outcomes. – Cisco Public Sector Education & Research Team, 2016. – 20 p. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cisco.com/c/dam/assets/docs/digitizing-higher-education.pdf (дата обращения: 15.05.2025).

Итоги полугодия: развитие науки и высшего образования, исследования и международное сотрудничество // Официальный сайт Премьер-Министра Республики Казахстан, 2024. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://primeminister.kz/ru/media/infographic/itogi-polugodiya-razvitie-nauki-i-vysshego-obrazovaniya-issledovaniya-i-mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-775238 (дата обращения: 17.05.2025).

IMD World Digital Competitiveness Ranking 2024 [Электронный ресурс]. – IMD World Competitiveness Center, 2024. – Режим доступа: https://imd.widen.net/s/xvhldkrrkw/20241111-wcc-digital-report-2024-wip (дата обращения: 13.02.2025).

Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан. Казахстан в 2023 году. Статистический ежегодник. – Астана: Агентство по стратегическому планированию и реформам РК, 2024. – 273 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stat.gov.kz (дата обращения: 19.04.2025).

Загрузки

Опубликован

2025-09-30

Как цитировать

Джанегизова, А., Huong Lan, D., & Чуланова, З. (2025). ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. Статистика, учет и аудит, 3(98), 249–263. https://doi.org/10.51579/1563-2415.2025.-3.18

Выпуск

Раздел

Междисциплинарные исследования в экономике

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.