ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ И ИХ СВЯЗИ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

Авторы

  • Д.М. Кангалакова Институт экономики КН МНВО РК
  • Л.С. Колдасова Южно-Казахстанский университет имени М. Ауэзова
  • Ж.Ж. Темирова Университет Ташенова
  • О.Ш. Адилханов Институт экономики КН МНВО РК

DOI:

https://doi.org/10.51579/1563-2415.2025.-3.14

Ключевые слова:

экономика, человеческий капитал, государственные расходы на образование, экономическое развитие, эмпирический анализ.

Аннотация

Целью данной статьи является эмпирический анализ влияния государственных расходов уровней образования на экономическое развитие. В данной статье используется комплексный подход исследования. Методы включают в себя общенаучные методы, такие как сравнительный анализ, индукция и дедукция, а также математико-экономические методы, такие как корреляционный анализ. Кроме того, в ходе исследования были применены тесты для проверки значимости результатов и показателей анализа. В ходе исследования была проанализирована динамика ВВП и государственных расходов на образование, которая показала, что государство тратит значительную долю средств на среднее образование. Напротив, доли высшего и начального образования незначительны. Было установлено, что существует тесная взаимосвязь между экономическим ростом и общими расходами на образование, и среднее образование также существенно влияет на их уровень. В заключение отметим, что отечественный сектор образования тесно взаимодействует с экономическим ростом, создавая квалифицированные человеческие ресурсы, которые приносят экономические выгоды. В исследовании также отмечается, что среднее образование финансируется в наибольшей степени, поэтому его влияние на экономическое развитие является превосходным. Следовательно, увеличение государственных расходов на высшее образование может существенно повлиять на экономическое развитие страны, что требует пересмотра политики в области высшего и послевузовского образования. Теоретическая ценность данной статьи заключается в том, что в ней освещаются теоретические разработки, которые могут дополнить теорию о важности человеческого капитала в формировании компетентных человеческих ресурсов. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы государственными учреждениями и частным сектором, предоставляющими образовательные услуги.

Биографии авторов

Д.М. Кангалакова, Институт экономики КН МНВО РК

PhD, ассоциированный профессор, Институт экономики КН МНВО РК, Алматы, Казахстан, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8388-8559

Л.С. Колдасова, Южно-Казахстанский университет имени М. Ауэзова

Старший преподаватель, Южно-Казахстанский университет им. М. Ауэзова, Шымкент, Казахстан, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5555-8392

Ж.Ж. Темирова, Университет Ташенова

Университет Ташенова, Шымкент, Казахстан, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0837-0319

О.Ш. Адилханов, Институт экономики КН МНВО РК

PhD, Институт экономики КН МНВО РК, Алматы, Казахстан,  ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4292-7408

Библиографические ссылки

Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан [Электронный ресурс]. – 2023. - URL: https://stat.gov.kz/ (дата обращения 15.12.2024 г.).

Worldbank. Education Finance [Electronic resource]. – 2025. - URL: https://www.worldbank.org/en/topic/education/brief/education-finance-using-money-effectively-is-critical-to-improving-education (дата обращения 15.12.2024 г.).

Becker, G. S. Investment in human capital: A theoretical analysis // Journal of political economy. – 1962. - №70 (5). - P. 9-49.

Fafunwa, A. B., Aisiku, J. U. Education in Africa: A comparative survey / Taylor & Francis. – 2022. – 270 р.

Ha, T. Does an economic crisis deflate education bubble and inequality? Lessons from South Korea 1997–2020 // Asian-Pacific Economic Literature. – 2024. - №38(1). - P. 75-92. https://doi.org/10.1111/apel.12403.

Kousar, S., Ahmed, F., Afzal, M.A., Segovia, J.E. Is government spending in the education and health sector necessary for human capital development? // Humanities and Social Sciences Communications. – 2023. – №10. - P. 1-11. https://doi.org/10.1057/s41599-023-01514-3.

Maphalala, M. C., Adigun, O. T. Academics' Experience of Implementing E-Learning in a South African Higher Education Institution// International Journal of Higher Education. – 2021. - №10(1). - 1-13.

Oloke, E., Olanipekun, W.D., Mabinuori, O., Ojo, L.B., Aderemi, T.A. Government Educational Spending and Human Capital Development in ECOWAS Sub-Region: Implication For Sustainable Development // Studia Universitatis Babes-Bolyai Oeconomica. – 2022.- №67. - P. 37 - 52. https://doi.org/10.2478/subboec-2022-0014.

Paulsrud, B., Juvonen, P., Schalley, A. C. Attitudes and beliefs on multilingualism in education: voices from Sweden // International Journal of Multilingualism. – 2023. - 20(1). - P. 68-85.

Salmi J., D’Addio A. Policies for achieving inclusion in higher education // Policy Reviews in Higher Education. – 2021. - 5(1). - P. 47-72.

Savandha, S.D., Azzahra, A., Kangas, J. The Integrated Governance Model for Improving Education Quality (IGMEQ): A Comparative Analysis of Indonesia and Finland Systems // OPSearch: American Journal of Open Research. – 2024. https://doi.org/10.58811/opsearch.v3i5.126.

Smith, A. A study on the nature and causes of the wealth of nations / Eksm. – 2016. – 1056 р.

Walton, E., Engelbrecht, P. Inclusive education in South Africa: Path dependencies and emergences // International Journal of Inclusive Education. – 2024. - 28(10). - Р. 2138-2156.

Yu, Y., Yin, T., Ruoxi, L., Wang, X. Examining the Role of Education Spending on China’s Regional Economy from the Standpoints of Human and Intellectual Capital // Marketing and Management of Innovations. – 2023. - № 2. – Р.127-137. https://doi.org/10.21272/mmi.2023.2-12.

Бодыкова А.Ә., Абдимомынова А.Ш., Шинкевич А.И. Білім беруге арналған мемлекеттік шығындардың экономикалық өсімге әсерін бағалау // «Тұран» университетінің хабаршысы. – 2025. - №2. – Б.30-45. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2025-1-2-30-45.

Kangalakova, D.M., Adilkhanov, O., Mukhiyayeva, D., Turdalina, S., Satpayeva, Z.T. Formation of highly intelligent capital at the expense of government spending: Economic effect for Kazakhstan // Knowledge and Performance Management. – 2025. – №2. - Р.54-63. http://dx.doi.org/10.21511/kpm.09(2).2025.05.

Shaturaev, J. A review of national education system of Indonesia and Uzbekistan: structure, financing, reforms // International Journal of Advanced Research. – 2021. – №9. – Р.461-474. https://dx.doi.org/10.21474/IJAR01/12470.

Waqas, H. The Funding of Education and The Country's Overall Economic Growth in Central Asia // The Asian Bulletin of Contemporary Issues in Economics and Finance. – 2021. – №1. – Р.14-27. https://doi.org/10.62019/abcief.v1i1.17.

Mercan, M., Sezer, S. The Effect of Education Expenditure on Economic Growth: The Case of Turkey // Procedia - Social and Behavioral Sciences.- 2014. – №109. - Р.925-930.

Doan Tuan Trinh, L. The impact of education expenditure on economic growth in the Southeast Asia region // Knowledge and Performance Management. -2025. – № 9. – Р.148-159. http://dx.doi.org/10.21511/kpm.09(1).2025.11.

Загрузки

Опубликован

2025-09-30

Как цитировать

Кангалакова, Д., Колдасова, Л., Темирова, Ж., & Адилханов, О. (2025). ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ И ИХ СВЯЗИ С ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ. Статистика, учет и аудит, 3(98), 193–203. https://doi.org/10.51579/1563-2415.2025.-3.14

Выпуск

Раздел

Экономика и менеджмент

Похожие статьи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.