ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА КРЕАТИВНУЮ ЭКОНОМИКУ: ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИЗ КАЗАХСТАНА
DOI:
https://doi.org/10.51579/1563-2415.2025.-3.04Ключевые слова:
креативная экономика, цифровизация, эконометрическая модель, Казахстан, ИКТ-показатели, валовая добавленная стоимость, инновации.Аннотация
Цифровые технологии в последнее время проникли практически во все сферы человеческой деятельности. Сегодня трудно представить себе отрасль, не затронутую процессами цифровизации. Креативный сектор, который лишь недавно начал формироваться как самостоятельное направление, также получает определённые преимущества от внедрения цифровых решений. Цель данной статьи - оценить влияние факторов цифровизации на развитие креативной экономики. В качестве переменных были использованы такие индикаторы, как экспорт информационных технологий, количество пользователей интернета, количество фиксированных телефонных подключений, количество мобильных подписок и экспорт ИКТ-услуг, оказывающих влияние на валовую добавленную стоимость креативной индустрии (GVACI) в период с 2004 по 2022 годы. Результаты модели показывают, что экспорт информационных технологий (ITE) и количество пользователей интернета (IUI) положительно коррелируют с GVACI, в то время как фиксированные телефонные подключения в Казахстане имеют отрицательную и статистически значимую связь с общей валовой добавленной стоимостью креативной индустрии. Модель прогнозирует, что 1% рост экспорта ИКТ-услуг приведёт к увеличению GVACI на 1,541%. Кроме того, 1% рост числа мобильных подписок (MSC) увеличивает GVACI на 1,625%. В то же время фиксированные телефонные подключения оказывают отрицательное влияние на GVACI. Настоящее исследование вносит эмпирический вклад в развивающуюся научную литературу по вопросам креативной экономики.
Библиографические ссылки
Sung, T. K. The creative economy in global competition // Technological Forecasting and Social Change. – 2015. - № 96. – Р. 89–91. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2015.03.005.
Martial, T., Pasha, T., Badrudin, R., & Sitompul, G. Creative economy as a driver of economic growth in the digital era // Nomico. – 2024. - №1(1). – Р. 8–15. https://doi.org/10.62872/t2w8cy65.
UNCTAD. Creative Economy Programme // United Nations Conference on Trade and Development. – 2022. – Retrieved September 24, 2022. https://unctad.org/topic/trade-analysis/creative-economy-programme.
He J., Peng J., & Zeng G. The spatiality of the creative digital economy: Local amenities to the spatial agglomeration of creative e-freelancers in China // Journal of the Knowledge Economy. – 2023. – Vol. 14. - № 6. – Р. 4608–4629. https://doi.org/10.1007/s13132-022-01088-6.
Antonova V. G., & Eliseeva J. A. Implementation of the policy for the creative industries development in the context of the digitalization of the economy // Petersburg Economic Journal. – 2021. – № 2(32). – Р. 66–73. https://doi.org/10.24412/2307-5368-2021-2-66-73.
Tikhotskaya I., & Zvereva A.-A. Regional studies of creative industries in major cities of Japan // Regional Studies. – 2024. – № 5(78). – Р. 75–86. https://doi.org/10.55959/MSU0579-9414.5.78.4.7.
Ramazan A., Maikotova G., Almukhametov M., Zholdas F., & Ortay Z. The problems of the creative industry in the media: Knowledge economy and world experience // Herald of Journalism. – 2024. – Vol. 72. - № 2. – Р. 80–92. https://doi.org/10.26577/HJ.2024.v72.i2.8.
Polishchuk O., Gracheva N., Dushkina V., & Kovaleva M. The state and development trends of the creative economy // Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. – 2025. – Vol. 14. - № 6. – Р.105–119. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-6-105-119.
Argynbekov M., & Zeynelgabdin A. Issues of development of the creative economy in the Republic of Kazakhstan // Public Administration and Civil Service. – 2024. – Vol. 91. - № 1. – Р. 86–105. https://doi.org/10.52123/1994-2370-2024-1242.
Zhang J., Zhao W., Cheng B., Li A., Wang Y., Yang N., & Tian Y. The impact of digital economy on the economic growth and the development strategies in the post-COVID-19 era: Evidence from countries along the “Belt and Road” // Frontiers in Public Health. – 2022. – Vol. 10. – е.856142. https://doi.org/10.3389/fpubh.2022.856142.
Guo B., Wang Y., Zhang H., et al. Impact of the digital economy on high-quality urban economic development: Evidence from Chinese cities // Economic Modelling. – 2023. – Vol. 120. – е.106194. https://doi.org/10.1016/j.econmod.2023.106194.
Dmitriev D., & Shakurov A. The role of creative industries in the regional economy // Economics and Management. – 2024. – Vol. 30. - № 5. – Р. 556–564. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-5-556-564.
MPSW B. R. A., & Sudiro A. Digital skill improvement in creative economy industries // International Journal of Research in Business and Social Science. – 2025. – Vol. 14. - № 2. – Р. 1–12. https://doi.org/10.20525/ijrbs.v14i2.3883.
Vlasenko T., & Pozniak M. Digitalization in creative industry for skill development // Young Scientist. – 2020. – № 10(86). – Р. 12–15. https://doi.org/10.32839/2304-5809/2020-10-86-3
Serikkyzy A., Baktymbet A., Baktymbet S., & Dadabayeva D. Digital technology and development of creative industry // Bulletin of Turan University. – 2023. – № 1(4). – Р. 188–199. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-4-188-199.
Shulus A. A., & Doroshenko M. V. Modern experience in using digitalization tools in platform ecosystems of creative industries // Vestnik MIRBIS. – 2024. – № 2(16). – Р. 138–145. https://doi.org/10.25634/MIRBIS.2024.2.16.
Zhao X., Shen L., & Jiang Z. The impact of the digital economy on creative industries development: Empirical evidence based on China // PLOS ONE. – 2024. – Vol. 19.- № 3. – e.0299232. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0299232.
Wardana L. W., Indrawati A., Maula F. I., Mahendra A. M., Fatihin M. K., Rahma A., Nafisa A. F., Putri A. A., & Narmaditya B. S. Do digital literacy and business sustainability matter for creative economy? The role of entrepreneurial attitude // Heliyon. – 2023. – Vol. 9. - № 1. – e.12763. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2022.e12763.
Holford W. D. The future of human creative knowledge work within the digital economy // Futures. – 2019. – Vol. 105. – Р. 143–154. https://doi.org/10.1016/j.futures.2018.10.002.
Duong C. D., Bui H. N., Chu T. V., Pham T. V., & Do N. D. ICT skills, entrepreneurial self-perceived creativity, and digital entrepreneurship: Insights from the stimulus-organism-response model // Thinking Skills and Creativity. – 2024. – Vol. 54. – е.101646. https://doi.org/10.1016/j.tsc.2024.101646.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Т.И. Какижанова, С.Ы. Умирзаков, Е.А. Болатбек

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.