ИНФЛЯЦИОННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
DOI:
https://doi.org/10.51579/1563-2415.2023-1.03Ключевые слова:
денежно-кредитная политика, Национальный банк, инфляционное таргетирование, равновесия национальной экономики, стохастическая модель, риск стагфляции, канал денежных потоков, импортозамещение, несырьевой экспортАннотация
В статье приведены результаты достижения стабильного уровня инфляции в среднесрочной перспективе, которая является основополагающим фактором устойчивого экономического роста. Национальный Банк с 2015 года проводит денежно-кредитную политику в режиме инфляционного таргетирования при плавающем обменном курсе тенге, отсюда инфляционное
таргетирование – это режим денежно-кредитной политики, при котором конечной целью является ценовая стабильность. Важную роль при режиме инфляционного таргетирования играет процентный канал, через который политика процентных ставок центрального банка воздействует на рыночные ставки с дальнейшим переносом на потребительское, сберегательное, инвестиционное поведение населения, и, в конечном итоге, на инфляционные процессы. По результатам анализа видно, что на динамику инфляционных процессов в Казахстане значительное влияние оказывает импорт товаров, доля которого в потреблении в течение нескольких лет не меняется. Так, за последние 5 лет доля импорта в потреблении потребительских товаров в среднем колебалась в пределах 33-42%. Наибольшее количество импортных товаров прослеживается в потреблении непродовольственных товаров, доля которых выросла с 63% в 2015 году до 93% в 2019 году. В то же время доля импорта в потреблении продовольственных товаров увеличилась с 16% в 2015 году до 18% в 2019 году.